Родителям на заметку. Есть проблема ДЕТИ И ГАДЖЕТЫ - ВРЕД И ПОЛЬЗА






Сегодня гаджеты стали неотъемлемой частью жизни детей. О том, как обеспечить безопасное использование мобильного телефона, рассказывает Галина Викторовна ЛИВЕНЦЕВА, заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения Нижнеингашской районной больницы
- Галина Викторовна! При использовании гаджетов детьми можно выделить как очевидное положительное, так и отрицательное влияние на развитие и здоровье, что требует обоснования условий безопасного использования. Какие положительные стороны можно отметить?
- Прежде всего, конечно, есть возможность быстрой связи с родителями и друзьями, общения в группе. Это бесспорно. Есть неограниченный доступ к текстовой информации в интернете, к видеоматериалам, цветным изображениям, Можно прослушивать звуковые записи. Ребята получают удовольствие от контента игр, которые способствуют развитию сложных психомоторных и логических навыков. И, конечно же, наличие телефона - это поддержание социального статуса ребенка (быть не хуже сверстников).
- На что оказывает отрицательное влияние использования гаджетов?
- В первую очередь, вызывает ухудшение зрения, способствует развитию ожирения, снижению плотности костей, формированию компьютернозрительного синдрома; плече-локтевой синдром; боли в кистях, особенно правой руки, и в спине. И это еще не всё! Нарушается осанка, возникает дефицит двигательной активности (гипокинезия). Повышается риск сосудистой гипертензии и диабета. У некоторых детей могут возникнуть психологические нарушения, цифровая зависимость (аддикция), цифровой аутизм. К этому всему можно добавить клиповое мышление и «цифровое слабоумие». Всё это вызывает серьезную озабоченность врачей. И родители должны задуматься о последствиях, позаботиться о безопасности использования детьми мобильных телефонов.
- Насколько важен родительский контроль за использованием ребенком мобильного телефона, его пребывание в соцсетях? Что нужно знать о факторах риска воздействия гаджета на здоровье школьника?
- Формирование у школьников навыков безопасного использования телефонов для снижения рисков нарушений здоровья - это не только забота мам и пап. Это стало важной задачей для медицинских работников и педагогов. Родители должны рассказывать ребёнку о влиянии гаджетов на его организм, ограничивать во времени пользования им, контролировать время пребывания в социальных сетях, должны помогать в их грамотном пользовании. Необходимо также выполнять рекомендации медицинских работников по безопасному использованию ребёнком МТ.
Факторы риска воздействия мобильного телефона на здоровье школьников можно разделить на несколько основных групп: электромагнитное излучение, создаваемое МТ; качество экранов и нагрузка на зрение; влияние на опорно-двигательный аппарат: патологии шеи, позвоночника, нарушение развития мелкой моторики; комплексное воздействие экранного времени на здоровье ребенка. Родители должны знать: мобильный телефон является открытым и неконтролируемым источником сверхвысокочастотного электромагнитного поля. При разговорах наиболее сильному воздействию подвергается головной мозг и органы зрения, слуха и равновесия.
Проведенные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков эпидемиологические исследования показали риски ухудшения состояния иммунной системы у младших школьников – повышение частоты простудных заболеваний в год и ухудшение состояния нервной системы у обучающихся средней школы – повышенную частоту головных болей и нарушение сна в виде трудностей засыпания.
- Увеличение ежедневной длительности пребывания у экрана смартфона какие последствия вызывает у детей и подростков?
- Нарушение сна, в первую очередь, ухудшение настроения, внимания, памяти, вербального интеллекта, академической успеваемости, что сопровождается морфофункциональными изменениями в мозге, в частности снижением темпов его созревания. Всё это довольно серьезно! Среди младших школьников, повышена доля детей с умеренными и выраженными отклонениями электроэнцефалограммы (ЭЭГ) от возрастной нормы, причем повышение частоты и длительности пользования мобильного интернета коррелирует с увеличением в ЭЭГ медленных волн, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния мозга, снижении уровня бодрствования и активности. Пользование мобильным интернетом формирует у детей «многозадачное» поведение, при котором они теряют способность к длительному удержанию внимания на учебных занятиях, становятся гиперактивными, импульсивными, хуже успевают в школе.
- Какой должна быть суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами, оборудованными экранами - компьютерами, планшетами, смартфонами?
- Для обучающихся 1–2 классов – 1 час 20 минут, 3– 4 классов – 1,5 часа, 5–9 классов — 2 часа, старше 15 лет – 2,5 часа.
- Для профилактики отклонений здоровья при использовании мобильного телефона какие физические упражнения рекомендуете родителям и их детям?
- Сегодня в нашей публикации размещены карточки, на которых показаны некоторые виды упражнений. Ими могут воспользоваться родители и показать их своим детям. Одно из полезных упражнений для тренировки аккомодационного аппарата - «Метка на стекле». Полезны упражнения для расслабления глазодвигательных мышц - «Восьмерка глазами» или «Стреляем глазами». Нетрудно выполнять и полезные упражнения «Жмурки» и «Пальминг».
- Ваши пожелания родителям.
- Гаджеты могут быть полезны, только если ребенок осваивает их совместно с родителем. Нельзя использовать их только как игрушку или только как поощрение, лучше как возможность исследовательского процесса. При этом то, как ребенок взаимодействует с мобильным телефоном, зависит от того, как это делают родители. Если мама или папа проводят там всё свободное время, то и ребенок будет подражать им. Родителям важно уделять время своим детям, чтобы они могли проводить меньше времени в интернете, чаще разговаривать с ними и объяснять, как чрезмерное и неправильное использование мобильных телефонов, долгое времяпровождение в социальных сетях может привести к ряду проблем.